Евгений Устюгов: «После побед Сергея Устюгова меня заваливают поздравлениями»
Имя Евгения Устюгова знакомо каждому, кто привык считать себя красноярцем. Все любители спорта помнят легендарную победу на олимпийской трассе Ванкувера-2010, где устюговский масс-старт стал светлым пятном на фоне общего провала. Евгений также был в составе «золотой» эстафеты в Сочи-2014, успех которой невозможно переоценить.
После завершения профессиональной карьеры Устюгов вернулся в родной Красноярск и сконцентрировался на работе в обществе «Динамо». В интервью Sibnovosti.ru известный в прошлом спортсмен оценил прошедший биатлонный сезон, рассказал об отношении к Дмитрию Губерниеву и признался, что не хочет возобновлять карьеру.
О биатлоне
Мировой биатлонный сезон подошел к концу. Итоги его неоднозначны и еще долгое время будут обсуждаться на самом высоком уровне. Евгений рассказал о своем видении на прошедший Кубок мира.
«Если говорить о мужском биатлоне, то были и взлеты, и падения. Где-то были недоработки, причем что у Антона Шипулина, что у других. Мне понравилось, что наша молодежь на мировой арене обросла определенными навыками и опытом. За год до Олимпиады это, конечно, очень позитивно.
Что касается женской команды, то я говорил, говорю и не буду отказываться от своих слов — сейчас у нас идет переорганизация поколения. Ушли звезды, пришли молодые… Не надо их ругать, надо просто немного подождать. Тогда у нас загорятся такие же звездочки, как и раньше»
Венцом любого биатлонного сезона является чемпионат мира, который приковывает внимание всего спортивного сообщества. В этом году российские спортсмены порадовали болельщиков всего двумя медалями: золотом в мужской эстафете и бронзой — в смешанной.
«Почему такие итоги? Я думаю, что команду подкосили допинговые скандалы. Причем подкосили морально и психологически, что тоже внесло определенную лепту в итоговый результат.
Можно ли назвать результат провальным? Знаете, провальным можно назвать прошлый чемпионат мира, где вообще не было ни одной медали. Здесь у нас все-таки есть медали. Пусть они эстафетные, а не личные. Медали в эстафете все равно очень важны для спортсмена.
Вообще за год до Олимпиады выиграть эстафету на ЧМ — это очень сильно. Если вспоминать мои годы, то в 2013 году мы также одержали победу на предолимпийской неделе, что для нас сыграло хорошую роль и мы выходили на сочинскую трассу с уверенностью. Поэтому я уверен, что этот запал у команды сохранится и на Олимпийских играх»
В последнее время российские спортсмены принялись менять свое гражданство ради выступления за другие сборные. При этом паспорта меняют как малоизвестные биатлонисты, так и те, кто успел «засветиться» на высоком уровне.
«Можно ли назвать это угрожающей тенденцией? Я считаю, что это ни в коем случае не угроза. Просто у нас много спортсменов, которые хотят попасть в сборную, но по каким-то причинам в нее не попадают — либо из-за результатов, либо из-за каких-то «подводных течений». А шанс реализовать себя у человека остается! Поэтому он изыскивает способы попасть не в нашу команду, а в другую, чтобы хотя бы побывать на международной арене. Если человек попадает в сборную команду и там тренируется, то ему нет смысла куда-либо переходить.
Надо ли нам привлекать иностранцев? Я никогда не был сторонником легионеров, тем более в циклическом индивидуальном виде спорта. Ну вот кого мы возьмем? Фуркада позовем в Россию? Это будет неактуально, да он и не пойдет. А брать кого-то 50 на 50? Так это лишние затраты денег, а без денег никто никуда не пойдет. У нас свои спортсмены есть, поэтому я против легионеров»
В сборной России меняются спортсмены, тренеры, но одно точно остается неизменным — работа комментатора Дмитрия Губерниева, голос которого прочно ассоциируется с биатлоном. При этом журналист неоднократно попадал в неприятные ситуации и открыто конфликтовал с биатлонистами. Однако Евгения Устюгова это не коснулось.
«У меня всегда были с ним нормальные отношения. Я никогда не конфликтовал с ним. Все мы понимаем, что у каждого своя работа: кто-то должен бегать, кто-то — комментировать. Не ему судить меня и не мне судить его работу. Мы с ним всегда жили дружно.
Понимаете, Губерниев ведь не работает в биатлоне. Он планы подготовки не пишет. А воспринимать то, о чем говорит человек — так на это у каждого есть свое мнение. Если он сказал, что нужно всех разогнать, то это не значит, что так нужно поступить. Этого не было, никогда не будет, и я думаю, что он это тоже прекрасно понимает. Да, есть контингент людей, который больше прислушивается к Дмитрию Губерниеву, нежели к тренерам или спортсменам. Но это личное дело каждого.
Я не вижу определенного давления с его стороны. Дмитрий — комментатор от Бога. Он хорошо и эмоционально рассказывает. Но прислушиваться или нет — решать каждому самостоятельно»
Евгений Устюгов стал одним из ярких представителей легендарной красноярской школы биатлона, которая выпустила не одно поколение талантливых спортсменов. Однако в последнее время биатлонисты с берегов Енисея все реже радуют болельщиков. Исключением можно назвать Сергея Корастылева, который взял два золота на Универсиаде, но и он не проходит в основу сборной.
«Если говорить актуально, то да, эта цепочка прервалась. Раньше была Ольга Ромасько, была Светлана Черноусова, потом Павел Ростовцев, потом Ольга Медведцева, потом я — у нас всегда была замена. На данный момент таких выдающихся результатов нет.
Но есть большой плюс — у нас есть подрастающее поколение, которое не первый год тренируется с основной командой. Есть тот же Корастылев, есть Тимур Махамбетов, Александр Дедюхин, Ольга Якушова… Просто им не хватает опыта. И тренировочный процесс в сборной отличается от подготовки с личным тренером, к чему тоже нужно быть готовым.
Если переключаться на себя, то в первый год я ведь тоже никаких результатов не показывал! Только на третий сезон стал показывать какой-то результат. Поэтому нужно только подождать»
О семье и жизни
Имя Евгения Устюгова прочно связано с биатлоном. Во многом этому поспособствовали его родители и семья.
«На высоком уровне в других видах себя не пробовал, поскольку в биатлон пришел рано — в 12 лет. До 12 лет трудно себя где-либо раскрыть, кроме как в гимнастике или акробатике. К счастью или к сожалению, я не ходил туда (улыбается).
Что было помимо биатлона? Занимался скалолазанием, любительскими горными лыжами. Всего по чуть-чуть. И, как обыкновенный ребенок из СССР, играл в футбол. Если не было мячика, играли банками из-под пива. Лазили по деревьям, по стройкам — все как у всех (улыбается).
Почему именно биатлон? Где-то родители настояли, где-то свое чувство было. Плюс у меня есть старший брат, поэтому нам говорили: «Вы мальчишки, вам нужно не только бегать на лыжах, но и защищать свою Родину. Там есть оружие, вам будет интересно». У меня, наверное, была врожденная любовь к оружию — я его просто обожаю»
Родители Евгения всегда поддерживали своего сына в любой ситуации. При этом они старались критически относиться к его результатам.
«Мне никогда никаких преград не чинил и не собирался. Протестов тоже не было. Только слова поддержки, причем неважно — выиграл или проиграл. Если занял призовое место, хотя мог выиграть, то были определенные слова, которые цепляли — мол, ты мог сделать больше, но не сделал, так чему ты радуешься? (смеется)»
Сейчас Евгений воспитывает троих детей — двух дочерей и сына. Биатлонист не станет возражать, если дети пойдут по его стопам.
«Хочу ли я, чтобы дети стали спортсменами? Не скажу, что именно хотел и хочу, но если они захотят — возражать не стану. Если будут заниматься любым видом спорта, то я намерен только поддерживать. Будут спрашивать совета — буду давать советы, не будут спрашивать — значит, нужно своей головой думать. Заставлять не буду, настаивать не буду, но и запрещать тоже не буду»
Профессиональный спортсмен постоянно находится на сборах и соревнованиях, поэтому редко видится с семьей, что становится причиной стрессов. Однако Евгений смог справиться с этой ситуацией благодаря поддержке своей супруги.
«Конечно, если говорить по существу, то 10 из 12 месяцев ты находишься вне дома. Поэтому нужно сказать большое спасибо супруге. Она никогда не была против занятий спортом. Тем более она сама спортсменка и понимает, насколько это тяжело.
У нас в семье есть слово «надо». Если надо ехать на соревнования — я еду на соревнования. Если надо ехать на работу — я еду на работу. Даже когда я потом приезжаю домой в 22:30.
Уже три года я нахожусь в родном Красноярске с небольшими выездами. Иногда бывает, что я прихожу домой, а дети уже спят. Утром ухожу — они еще спят. Был момент, когда я не видел своего ребенка три дня! Такие моменты тоже присутствуют»
Евгений признается: выше семьи и родителей нет никого.
«Знаете, общения с детьми никогда не будет хватать. Каким бы ты делом не занимался.
Семья для меня — это святое. Как и родители. Выше этого ничего нет. Главное — чтобы у них все было хорошо. Руки-ноги есть, а остальное приложится»
О своей работе и перспективах Академии биатлона
Сейчас Евгений Устюгов работает заместителем председателя красноярского отделения спортобщества «Динамо», где курирует связи со СМИ и с организациями. Однако он продолжает следить за работой Академии биатлона, где недавно прошел чемпионат мира по спортивному ориентированию.
«Я никогда не был знатоком ориентирования. Вообще это интересный вид спорта, особенно для спортсменов и тренеров. Я думаю, что сейчас он будет популяризироваться все больше и больше. Раньше как было? Спортсмен стартовал и спустя час вернулся на стадион. Никто не видит, где он и что он делает. Сейчас ставят камеры на разных отметках, датчики GPS, благодаря чему за человеком можно следить, где он бежит»
Академия биатлона ремонтируется для Универсиады-2019, но на время ЧМ по ориентированию все работы были свернуты. Действия работников Академии приятно удивили Устюгова.
«В период реконструкции объекта остановить стройку и провести чемпионат мира, а потом продолжить стройку — это пять с плюсом. Чистый белый снег, вся трасса готовая. Полностью запустили объект под международный уровень, а затем продолжили ремонт — это очень сильно. Мне понравилось, как оперативно все сработали».
В будущем Академия биатлона сможет принимать турниры мирового уровня и по своему профильному виду спорта. По крайней мере, работа в этом направлении уже ведется.
«В планах у министерства спорта, у Академии биатлона, у регионального центра спортивных сооружений получить категорию А. Она является самой высшей и дает право на проведение и чемпионатов мира по биатлону, и вплоть до Олимпийских игр»
Разное. Путаница с Сергеем Устюговым и возвращение в большой спорт
Евгения Устюгова часто путают с однофамильцем Сергеем, который «взорвал» спортивную общественность успехами в классических лыжах. Евгений со смехом относится к этому.
«Буквально неделю назад я заходил в магазин, через неделю после побед Сергея, и меня начинают поздравлять и спрашивать — мол, ты уже вернулся из-за границы? Я говорю — да, быстро слетал, отбежал 7 дней и уже здесь (смеется).
Когда Сергей выиграл «Тур де Ски», меня завалили поздравительными смс-ками — молодец, поздравляем, держать в том же духе! Я всем отвечаю — спасибо огромное, не знаю, с чем вы меня поздравляете, но спасибо (смеется).
Вообще я давно знаком с Сергеем и с ним нахожусь в очень хороших отношениях. Я всегда был за него. А к этой путанице отношусь нормально»
Однако сам Евгений не намерен возвращаться в большой спорт. По словам биатлониста, на возобновление карьеры у него нет ни времени, ни желания.
«Я не готов ни морально, ни физически, ни психологически к этим разъездам, к тренировкам, к изнуряющим часам ожидания возвращения домой… В эту же кашу я не хочу окунаться.
Да и потом — я ушел до 30, а сейчас мне уже 32 и нет смысла начинать все заново. Сейчас я готов как обыкновенный физкультурник и я не занимаюсь какой-то определенной лыжной деятельностью. На это нет времени, да и не хочется»
Евгений Устюгов, безусловно, оставил яркий след в истории мирового спорта. Хочется надеяться, что и другие красноярские биатлонисты как минимум повторят его успехи.